Двадцать лет назад знаменитый политолог из Чикагского университета Адам Пшеворский установил эмпирическую закономерность. Существует «порог демократии»: если богатство граждан (ВВП на душу населения) достигает этого порога, демократия в стране становится устойчивой. Пшеворский даже предложил конкретное значение этого порога — $13 500 в нынешних ценах. Обнаруженная закономерность нарушалась лишь один раз — в Аргентине в 1975 г., когда к власти на шесть лет пришла военная хунта. Один раз — до начала 2000-х, когда Россия стала вторым примером «перехода через порог» в обратную сторону. Стала примером? Как показали декабрьские события 2011 г. — может быть, и не стала. Возможно, мы сейчас как раз и наблюдаем «закон Пшеворского» в прямом эфире — страна стала слишком развитой, а граждане — слишком обеспеченными, чтобы терпеть сфальсифицированные выборы.Читать целиком |
|
Когда писал эту колонку, вспомнил смешную историю пятилетней давности. Есть на эту же тему статья в "Коммерсанте" осенью 2006 -
"Зачем экономике демократия" - только, поскольку это было осенью 2006, предупредительного характера. Мы написали её вдвоём с Сергеем Гуриевым - он половину и я половину текста; мы время от времени так писали. А перед самой публикацией выяснилось, что мой контракт с SmartMoney не позволяет мне писать Op-Ed в издания-конкуренты (всё было честно - платили, можно сказать, с учётом этого). Осталось только имя Сергея. Единственный раз у нас получилось как в приличной советской организации - коллективный труд вышел под именем одного начальника. Сейчас уже ни SmartMoney нет, ни страницы Мнений и комментариев в "Коммерсанте", что, к слову, жалко.
no subject
Date: 2011-12-25 11:18 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-25 11:54 pm (UTC)Понятно, что про подушевой ВВП на каждом заборе написано. Медианный доход штука посложнее, но в общем-то не думал, что с этим может быть какая-то принципиальная сложность. Вот всякие коэффициенты неравенства - очень популярная вроде бы вещь, а от них и до требуемого недалеко.
Ну и вообще-то, я не столько пытался сформулировать какое-то эмпирическое правило, сколько придумать теорию, близкую к высказанной, которая бы меня устроила с точки зрения внутренней логики.