ksonin: (Default)
[personal profile] ksonin
Сегодня 50-я годовщина убийства президента Кеннеди, одного из самых завораживающих событий ХХ века. Конечно, маленькая трагедия по сравнению с эпическими событиями мировых и более мелких войн, Голодомора и Большого Скачка, правление Красных Кхмеров и резни в Руанде, и, тем не менее, чуть ли не самое, в памяти того поколения, которое ещё в целом живо, завораживающее.

New York Times сделала интерактивную подборку публикаций газет, описывающие события 22 ноября 1963 года. В детстве я читал элегическую и многословную, как всё, написанное этим автором книгу Уильяма Манчестера "Убийство президента Кеннеди" в сокращенном русском переводе. Книга могла бы быть и ещё больше - в ней отслежены, используя материалы президентской комиссии, мельчайшие подробности того дня в Далласе. С тех пор об убийстве, возможных участниках, мотивах и т.п. написаны сотни книг, но - судя по новым обзорам - прибавилось совсем не так много В новой биографии, которую я недавно рекомендовал, про убийство как раз ничего нет. Зато в новом томе биографии Линдона Джонсона, которую я ещё больше рекомендую, есть несколько глав о том, как происходит в Америке неожиданная передача власти и, кстати, о том, как Линдон Джонсон уговорил председателя Верховного суда возглавить комиссию по расследованию.

Но меня вот какой вопрос занимает - что такого именно в Кеннеди? Почему американцы перечитывают и пересматривают тысячи книг о жизни и смерти человека, который президентом-то был всего три года и совсем немногого достиг в законодательной части? Почему миллионы людей во всём мире?

У меня такой ответ: Кеннеди - редчайший случай политического лидера, который был лидером не только для своей нации, но для огромной части человечества. Это не редкость с писателями и кинорежиссёрами, но исключение - для политиков. Конечно, его лично интересовала только власть в Америке и он был полноценным национальным лидером, но в 99% случаях привлекательность национального лидера не передаётся за границы его страны. В ХХ веке трансграничными лидерами "из политиков" был разве что Лев Троцкий - достаточно прочитать, как  одно за другим правительства и парламенты разных страны отказывали ему в визе, опасаясь рабочих волнений. (В каком-то смысле и Ленин был таким лидером, но не в те годы, когда был премьер-министром России, а после смерти - что подсказывает, что его мировая популярность - скорее популярность идей социальной справедливости и равенства, чем его личности.)  А вот Гитлер, Сталин и Мао обладали колоссальной властью в своих странах - властью, которая не снилась демократическим лидерам - и ни в каком смысле не были лидерами для жителей других стран. (У Гитлера, впрочем, есть устойчивый, хотя и не очень массовый круг поклонников-фетишистов по всему миру.) Собственно, речь не только о монстрах - у тех же Хрущева, Неру, Дэна Сяопина власти-популярности было не мало, но власти и популярности сугубо национальной. Разве что Черчилль, благодаря миллионам читателей его книг по истории мировых войн, но в том момент, когда это было нужнее всего - в год, когда Англия в одиночку противостояла фашизму - он мировым лидером не был. Да и невозможно, наверное, быть лидером империи и мира, половина которого состоит из колоний этой империи.

А вот Кеннеди, как ни странно, был. Как ни странно - потому что Джек был холодным и расчётливым политиком и большинство его поступков и речей были мотивированы сиюминутными соображениями. Скажем, речь "про Алжир" - та речь, в которой он сказал, что главной движущей мира сегодня является стремление к свободе - была таргетирована очень специальной группе, интеллектуалам Восточного побережья, поклонникам Элеонор Рузвельт и губернатора Стивенсона. Человек, претендующий на пост президент, должен разбираться в международной политике и Кеннеди, собрав "лучшие умы" Гарварда и Вашингтона, произнёс речь по поводу Алжира. И, тем не менее, в этой речи были найдены слова, точнее всего отразившие дух времени - когда повсюду, от Африки до Парижа и Москвы - свобода или, как минимум, большая свобода, чем прежде - была тем, чем дышали эти страны. (Русские интеллектуалы, обсуждая смерть Сталина и её последствия, слишком зацикливаются на том, что в политической сфере изменения были медленными и небольшими - к 1956-57-ому, но вся страна - рабочие, крестьяне, служащие - вздохнула легче уже в 1953-ем...)

Точно так же, произнося речь в Берлине - c знаменитым Ich Bin ein Berliner - Кеннеди говорил не только обращаясь к американским избирателям (демонстрируя твёрдость в международной политике) и сотням тысяч берлинцев, собравшихся его послушать, но и к миллионам немцов, венгров, поляков - и, конечно, русских - и говорил и от их имени тоже. И, редчайший случай в международной практике, люди чувствовали, что он говорит от их имени. Так же чувствовали себя миллионы людей не с тем цветом кожи (в разных странах "не тот" цвет может быть разным), когда Кеннеди говорил о правах негров в Америке. Неслучайно Кеннеди был очень популярен в России, противостоявшей Америке в "холодной войне" - не только благодаря речи о мире 1963 года, но и - я так думаю - потому что свобода как движущая сила равно близка русскому и американцу.

Интересно, как близок он был тем, кому он ни в каком смысле не был - бедным и несвободным. Тот же Обама гораздо ближе к среднему жителю мира, чем Кеннеди, у которого, при всех его болезнях, было самое привилегированное из возможных детство, да и вся жизнь. Но вот Обама не стал мировым лидером, а Кеннеди стал. Может быть, всё дело в том, что чем дальше от простого человека, тем ближе к идеалу и мечте этого простого человека...

Даже смерть как будто была запланирована режиссёром какого-то грандиозного спектакля, чтобы не было ни разочарований, ни долгой старости. Быстро, на коленях у прекрасной женщины, на глазах у всего мира.

Date: 2013-11-22 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] yura-sh.livejournal.com
опечатка: "Джек был холодным и расчётливым"

Date: 2013-11-22 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] ksonin.livejournal.com
В чём опечатка?
(deleted comment)

Date: 2013-11-22 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] ksonin.livejournal.com
"Джек" - это уменьшительная форма от "Джон" (как "Билл" - от "Уильям"). Все звали Кеннеди как раз Джеком.

Date: 2013-11-22 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] yura-sh.livejournal.com
виноват не разобрался

Date: 2013-11-22 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] corokoc.livejournal.com
Кеннеди - суперпопулист, настолько супер, што его обещания всем и всего (по большей части взаимоисключаюшие) не могли не привести его к исчезновению, когда настала пора выполнять хоть што-то.

Date: 2013-11-22 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] ammosov.livejournal.com
За него ЛБДж кару принял. И за Великое Общество, и за Вьетнам.

Date: 2013-11-22 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] ammosov.livejournal.com
Во-первых, NYT - демократическая газета, величие - это когда о президенте-демократе Fox Media писать начнет. Во-вторых, на Кеннеди работала целая бригада сказочников (google Camelot Myth). В-третьих, Обама нобелевский лауреат, а Кеннеди нет.

А Кеннеди - что Кеннеди? Он жил дай боже на посту, весь женский Вашингтон перетрахал.

PS. Вот так как-то примерно. http://www.dailymail.co.uk/debate/debatesearch/article-2508067/SIMON-HEFFER-How-JFKs-Camelot-myth-tarnished-politics-ever.html
Edited Date: 2013-11-22 07:52 am (UTC)

Date: 2013-11-22 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] ksonin.livejournal.com
Конечно, Fox News об этом сообщает не меньше: http://www.foxnews.com/live-coverage/jfk-assassination-50th-anniversary (такой же мемориальный портал - особенно радует "live coverage").

"Бригада сказочников" в части Камелота работала на Жаклин. (Есть известная цитата из Пьера Сэлинджера, что Кеннеди бы стошнило, если бы он услышал про Камелот.) Про это моя вторая ссылка в посте (на историю про Манчестера - хотя "Камелот" - это Теодор Уайт).

Не весь. См. Хирш, Сеймур "The Dark Side of the Camelot", там всё поименно.
Edited Date: 2013-11-22 07:54 am (UTC)

Date: 2013-11-22 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] zomaho.livejournal.com
Освальд, наверное, так же об этой смерти думал.

Date: 2013-11-22 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] arhiloh.livejournal.com
Сталин и Мао тоже были авторитетными лидерами для многих людей за пределами своих стран.
Собственно, почему были? Термины "фашист", "сталинист" или "маоист" в известной степени актуальны и сегодня, в то время как про "кеннедистов" не слышал, да и вряд ли кто сможет хотя бы примерно определить что это может быть такое.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes

Date: 2013-11-22 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] marounov.livejournal.com
Вряд ли стоит переоценивать популярность Кеннеди за рубежом при его жизни. Конечно он был популярен как был бы популярен любой американский Президент - президент сверхдержавы, противостоящей СССР, для Берлина это особенно весомо. То есть при жизни он был лидером для огромной части человечества как был бы им любой другой американский Президент.
Его популярность это в основном миф созданный post mortem - молодой Президент, олицетворение бурных 60-х, красивая жена, погибший внезапно и, по мнению многих, загадочно - "стрелял-стрелял в него этот морской пехотинец, и прострелил голову, и обеспечил бессмертие" - маленький сын отдающий честь кортежу с телом отца.

Date: 2013-11-22 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ksonin.livejournal.com
Ни на одного политика в мире не собирались в других странах такие толпы. Раньше это было гораздо больше распространено (чтобы 100 тысяч человек пришло встречать кортеж или на выступление) и на Эвиту, скажем, собирались, но у Кеннеди был другой масштаб.

Date: 2013-11-22 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] gomberg.livejournal.com
(Полу)офф. У меня студент тут попросил, чтобы мы подписали некое соглашение с местным Госкомстатом - а то его в их статистический отдел не пропускают. Ну и переслал мэйл от контакта в этом самом Госкомстате - правнучки Льва Давидовича :)

Date: 2013-11-22 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] dergalev.livejournal.com
Клоун. Такой же, как и у нас Хрущев. Вся эта история с Карибским кризисом была для дискредитации социалистических взглядов в Мире, которые возросли после трагической победы народов СССР против такой же колонии - Германии. А запуск спутника и человека в космос - для отвлечения от горя, вызванного потерями, у советских граждан - боевых офицеров армии-победителя.

Чтобы уничтожить часть из этого своего населения поддерживающего "комми", правительством США была развязана война во Вьетнаме.

Если у вас есть сомнения в том, что я пишу - почитайте о причинах "Бойни в Джонстауне", где уничтожили почти тысячу американских граждан, включая около 260 детей (из них 83 младенца), желавших уехать из США в СССР.

Всё это имидж-и, а факты нам знать не дано: потому, нужно требовать заменить политику на менеджмент, чтобы потом не пришлось прибегать к свидетельствам тех, кто может свидетельствовать сквозь хуцпа.
Edited Date: 2013-11-22 05:43 pm (UTC)

Date: 2013-11-22 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] kabilov.livejournal.com
Всё равно правда может быть уже трудно воспроизведена.

Date: 2013-11-23 01:15 am (UTC)
From: [identity profile] vovap.livejournal.com
Кеннеди был молодым президентом молодого времени. Начинались 60-е. Это не на него собиралось 100 тыщ человек. Это было время, когда собиралось по 100 тыщ человек. Естественно, что такое время выбрало именно такого президента.

Date: 2013-11-23 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] barbitomakus.livejournal.com
Всё замечательно)всем спасибо!

Date: 2013-11-24 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] k-150.livejournal.com
JFK был великой целью, а не шёл к ней.

Статья о Кеннеди

Date: 2013-11-28 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] Татьяна Калинычева (from livejournal.com)
Прочитала статью.Она интересна и информативна.С мыслью о том,что Кеннеди был мировым лидером согласна.

Profile

ksonin: (Default)
ksonin

March 2017

S M T W T F S
    1234
567891011
12 131415161718
19 202122232425
26 27 28 2930 31 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 14th, 2025 03:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios