ksonin: (Default)
[personal profile] ksonin
Егор Гайдар был по-настоящему великим человеком. Его хладнокровие спасло Россию от последствий краха СССР. Понимание ситуации - и экономической, и политической и решительность непрофессионального политика позволили произвести в январе 1992 года поворот, остановивший двадцатилетнее сползание страны в пропасть, в последние три года выглядевшее просто катастрофическим.

Самой главной характеристикой Гайдара была исключительная ясность во взгляде на окружающую действительность. За последние тридцать лет ни один российский политик не обладал этим качеством - практически у всех текущие проблемы просматриваются через дымку - то советской пропаганды, то детских страхов. Гайдар, когда видел многочасовые очереди за хлебом и молоком, говорил об очередях за хлебом, а не происках Америки и Англии. Когда видел заводы, выпускающие ненужную продукцию, говорил о заводах, выпускающих ненужную продукцию, а не о том, что "СССР - родина Гагарина". Когда он видел, что стране угрожает голод, он думал о том, как сделать так, чтобы во всех городах появились продукты, а не о том, что "мы не отдадим наших завоеваний". Эта ясность позволяла принимать правильные решения и защищала от бесконечных нападок тех, кто для политической выгоды или просто от страха и боли боялся посмотреть вокруг открытыми глазами.

Эта ясность не принесла политических дивидендов. Его - практика среди учёных - приверженность идеям экономической свободы происходила, возможно, просто из понимания, что рыночная экономика лучше кормит, одевает и обучает людей, чем плановая, но он боролся за неё так, как не смог бы самый убеждённый либертарианец. По сравнению с Андреем Сахаровым, которым умер в момент, когда идеи, за которые он боролся много лет, набирали силу с каждым днём, Гайдар не был так удачлив. Одобрение его экономических реформ на апрельском референдуме 1993 года сменилось резким падением популярности. Гайдар не ушёл - никогда не уходил от борьбы - промаршировав через десять лет открытых политических компаний, где в ответ на чёткость его экономических суждений неслись демагогические оскорбления и личные нападки. Он стал первым политиком, после тех немногих, кто был до первой русской революции, для которого принципы - то, что было ему дорого и то, что он считал важным для своей страны - были важнее сиюминутной выгоды. На десятилетия вперёд Егор Гайдар будет моральным образцом, с которым будут сравнивать новых президентов и премьеров.

До последнего дня - трудно поверить, что вчера был последний день - Гайдар был главной интеллектуальной силой в дискуссии об экономической политике. В последние годы руководители страны, которые в интеллектуальном плане и шагу не могли бы ступить без совета Гайдара, иногда боялись публично признать, а иногда даже не знали, насколько направление дискуссии определялось именно им. Спросите тех, кто знает - увидите, как любая мысль последних десяти лет распадётся на "за мнение Гайдара" и "против". Его семинары, самые неформальные, собирали сотни людей - не тех, кто его любил, а тех, кто знал, как много они значат для практической политики. Его книга "Гибель империи", выдающаяся научная работа политического экономиста, задала те рамки, в которых большинство из нас думает сейчас о будущем России. А то, что Гайдара теперь нет с нами, означает, что будет ещё труднее.

Date: 2009-12-16 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] skitalets.livejournal.com
когда гайдар менял страну, я был еще слишком мал, чтобы понимать, что происходит
реальное понимание смысла тех сложных шагов, которые были сделаны, пришло позже. и при всех плюсах и минусах нужно большое мужество, чтобы их сделать

вечная память

Date: 2009-12-16 03:51 pm (UTC)
(deleted comment)

Date: 2009-12-16 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mother-irina.livejournal.com
Подобные комментарии - свидетельство ещё и полного невежества обсуждантов.

Константин написал, на мой взгляд, очень верные слова.
Спасибо ему за это.

Скорблю по утрате уникального, близкого по духу человека.

Date: 2009-12-16 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] gomberg.livejournal.com
Страшно подумать, какого ему было это все перенести.

RIP

Date: 2009-12-16 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] nepalez.livejournal.com
Да. Безумно жалко.

И той чистоты, что была с ним связана, и его спокойного мнения, и тех книг, что остались ненаписанными. А ведь каждая была глубже и сильнее предыдущей.

И - несмотря на последующую переоценку 93го года - будет не хватать того, на чей призыв "прийти и поддержать" хотелось откликнуться без задней мысли о манипуляциях и политиканстве.

Date: 2009-12-16 04:30 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Месяц назад умер Гинзбург, теперь — Гайдар... Люди исключительной порядочности и честности, чьё мировоззрение было мне наиболее близко.

Date: 2009-12-16 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] grapengrainmix.livejournal.com
Очень тяжко.

Date: 2009-12-16 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] alersandra.livejournal.com
Замечательно написали о Гайдаре.Спасибо.
Кто теперь скажет правду нам, как говорил её Гайдар?
Будущее стало ещё туманнее...

Date: 2009-12-16 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] grapengrainmix.livejournal.com
А еще у Егора Тимуровича было совершенно поразительное чувство рынка. Его комментарии (сказанные между делом) были всегда удивительно точны, и с правильным таймингом. Если он говорил, допустим, что вчерашний обвал - это начало даунтренда, который продлится три месяца, то так оно и происходило.

Без Гайдара

Date: 2009-12-16 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] f-husainov.livejournal.com

Константин, Вы нашли поразительно точные, самые точные слова о Гайдаре. Спасибо Вам за этот пост.

Ей-богу, если б я был Ноболевским комитетом я бы поделил последнюю премию между Я.Корнаи и Е.Т. Гайдаром.

Date: 2009-12-16 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] ddyom.livejournal.com
"По сравнению с Андреем Сахаровым, которым умер в момент, когда идеи, за которые он боролся много лет, набирали силу с каждым днём, Гайдар не был так удачлив."

это как-то перебрали вы с метафорой.

за текст в целом - большое спасибо.

Date: 2009-12-16 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] nornore.livejournal.com
RIP. Действительно, был великий человек. Как жаль...

Date: 2009-12-16 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ljuvfnbr.livejournal.com
Гайдар не ушёл - никогда не уходил от борьбы - промаршировав через десять лет открытых политических компаний, где в ответ на чёткость его экономических суждений неслись демагогические оскорбления и личные нападки.
Что продолжается и даже после его смерти, так как его реформы были нужны народу, но не людям пришедшим или стремившимся к власти. Им нужны были другие ценности.
http://alexanderlitvinenko.narod.ru/myweb2/malsagovogl.html

Date: 2009-12-16 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
Егор Гайдар — недооценённый нашим обществом политик и экономист. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ.

Date: 2009-12-16 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] alisss-frosch.livejournal.com
Меня всегда подкупало, как он говорил. Так констатируют факт: два два - четыре, земля круглая, в солнечной системе восемь планет. Так говорят ученые, досконально разбирающиеся в предмете и посвятившие изучению этого предмета свою жизнь.
Для меня он и был прежде всего ученым. Ученым-практиком, несущим свой крест за убеждения.
Светлая память...

Егор Гайдар

Date: 2009-12-16 08:39 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Уникальный человек. Нам повезло- мы сможем рассказать разочаровавшимся и циничным детям и внукам, что сочетание "политик- честный человек" все-таки возможно в реальной жизни.
Просто для этого нужны выдающийся ум и редкое мужество одновременно.
Дай Бог на нашем веку застать хотя бы еще одного такого государственного деятеля.
Скорбим...
Светлая память...

Date: 2009-12-16 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] graf-garcia.livejournal.com
да
по нынешним временам вообще редкое сочетание - трезвый ум, честность, чувство свободы и чувство страны.
в Польше Геремек таким был
в России из четырех элементов иногда не хватает одного, а чаще - как минимум двух
я даже и не вспомню навскидку кого-то, у кого были бы все четыре
из, этааа, "общественных деятелей" я имею в виду

Date: 2009-12-16 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] tollerr.livejournal.com
собственная тупость-людям дороже любого гения.у нас в стране уж точно.

Date: 2009-12-16 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] skripnikov.livejournal.com
спасибо за пост

Date: 2009-12-16 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] liberateur.livejournal.com
Спасибо за пост.

Вечная память.

Date: 2009-12-17 01:15 am (UTC)
From: [identity profile] vovap.livejournal.com
Да, это потеря и большая. Очень жаль, грустно.

Date: 2009-12-17 01:19 am (UTC)
From: [identity profile] meshulash.livejournal.com
Да. Очень точно.

Я буду Вас помнить

Date: 2009-12-17 08:18 am (UTC)
From: (Anonymous)
Погибла еще одна зеленая веточка на этом уже в целом мертвом дереве под названием Россия.

Date: 2009-12-17 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] oleg-cheerful.livejournal.com
Полностью согласен с Константином!

Date: 2009-12-17 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] novayagazeta.livejournal.com
Все-таки главное чувство у меня - несправедливость. Ну не возраст это по нынешним временам, совсем не возраст. Жизнь интеллектуала пресеклась в самой активной фазе.

Date: 2009-12-17 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] struhachev.livejournal.com
Очень точные слова

Date: 2009-12-17 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] pkartashkov.livejournal.com
Хорошо написано, спасибо, Константин.

Date: 2009-12-18 01:58 am (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо, Константин, за пост.
(deleted comment)

Date: 2009-12-18 11:37 pm (UTC)
From: [personal profile] ramendik
А куда бы предложение написать?

Я согласен с мотивами, заявленными г-ном Абельцевым, но не вижу, как с ними соотносится памятник революционеру.

Как насчёт поставить на постамент действительного деятеля правопорядка? Бенкендорфа, например.

Били, били и добили

Date: 2009-12-20 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] ig-100.livejournal.com
Гайдар был ЕДИНСТВЕННЫМ человеком, чьему мнению по экономическим и политическим вопросам я полностью доверял.Едиственный из тех, с кем лично не был знаком, но чья смерть переживается, как смерть близкого человека. Всем, кто думает о будущем России важно его предсказание о близкой развилке, где политическая элита ДОЛЖНА будет сделать выбор - либерализация и демократизация или а-ля сталинизм, с закручиванием гаек, вплоть до срыва резьбы. Сначала я думал, что эта развилка, вызвана потребностями инновационного развития(в современном глобальном мире инновации в авторитарной стране не живут). Потом решил, что возможно развилка предопределена 9-м валом коррупции и воровства, с которым, в рамках авторитарной модели, нельзя справиться и возникнет тогда, когда угроза полного развала лилипутинского государства станет явной. И станет абсолютно очевидно, что коррупцию, уничтожающую породившее ее государство, можно загнать в минимально приемлемые рамки либо сталинскими, либо демократическими методами.(авторитарное государство по своей природе не может ни остановить нарастание коррупционного вала, ни проводить непопулярные реформы, поэтому выбор - тоталитаризм или демократия будет вызван угрозой ПОЛНОГО РАССТАСКИВАНИЯ ВСЕГО, что плохо лежит, а при путинизме -ВСЁ плохо лежит.)
Но Гайдар говорил, что этот выбор будет поставлен перед элитой народом, который предъявит спрос на свободу. И ответом на этот спрос будет или тоталитаризм, недолгий, но кровавый или либерализация политической жизни. Лично я не вижу даже намеков на такой спрос. Патернализм и раздача сдачи с сырьевой халявы(крошек с барского стола) - вот что нужно подавляющему большинству российского пипла. Но Гайдар сказал, значит видимо так и будет.
А его смерть в 53 года, это результат услилий и сознательных или нет, многих.То что его недоотравили не так давно - нелепая случайность, он ДОЛЖЕН был погибнуть, если бы почувствовав себя очень плохо пропустил выступление и остался в номере гостиницы. У людей короткая память, но Егора я буду помнить до конца жизни, это медицинский факт.

Date: 2009-12-20 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] konfuzij.livejournal.com
Спасибо, профессор, за доброе о Гайдареслово, присоединяемся.
Егор сделал то максимальное, что было возможно в его обстановке.
Мы тоже говорим ему спасибо и склоняем голову.
Вы же сейчас находитесь в такой форме и состоянии, что вполне можете подхватить упавшее знамя реформатора.
Хотя тёплое кресло под задницей и всякие школы в Йеле и академическое амплуа наверное вам дороже, чем подобная колючая слава.
Какой будет ваш вклад в историю? - несколько испачканных отреферированными статьями журналов, студенты + аспиранты? и ненужные монографии, а что насчет практического вклада вашей с Гуриевым РЭШ?
Может на что-то практическое дерзнёте, как Гайдар?
Или кресла греть спокойнее, чем такие участи завлабов?

Date: 2009-12-20 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] profnes.livejournal.com
Кто-то тут с дуба рухнул...
Дерзнёт-то он дерзнёт, да кто ж ему даст?

Date: 2009-12-20 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] konfuzij.livejournal.com
С ясеня.
Фигли тяжёлого, сделал списочек своих коллег,типо кто мог бы в плуге под ярмом походить из экономистов-светочей-гуру умных.
Отучиться в паре университетов, коллег профессоров послушать.
В итоге монографию в соавторстве с Гуриевым засандалить.
Это стезя великих?.
А с рулевыми всякими в правительстве работать это же скандалить надо с лоббистами воевать, как Гайдарыч. Потно.
А так в белом фраке, красиво, по российски в виртуальном эскадроне экономистов, - поручик Ржевский - теоретик.
---------
А вот так и проверяется мастерство-та.
С давальщиками этими надо дела делать, а не огурцы им нарезать.

Date: 2009-12-20 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] tatiana-mikhail.livejournal.com
Извините, сколько Вам лет?

Date: 2009-12-20 09:48 pm (UTC)
From: [identity profile] konfuzij.livejournal.com
Тоже доктор наук и профессор.
А любой наш ответ по поводу лет, я так понимаю, будет неправильный.
Мы извиняемся, полный дом экономистов а экономика куда?

Date: 2009-12-21 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] tatiana-mikhail.livejournal.com
Ожидала, что Вы школьник.

Т.к. такой вопрос мог задать человек, если он или 1) искренне не понимает, как и какие люди назначаются на "ответственные посты", или 2) издевается. В обоих случаях возраст все объяснил бы...

А теперь не знаю, что и думать. Видимо 2), но с какой целью?

Date: 2009-12-21 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] konfuzij.livejournal.com
Очаровательная.
Был тронут вашим задором.
У меня старшая дочка, из троих, старше вас будет.
Все уже МВАшники.
У вас неплохая стартовая траектория. МИЭТ + остальное.
Я тоже когда после доктора, в 1993 году МВА по финансам получил, думал что такой прямо умный, что бога за бороду могу держать, ох горячий был.
Полагаю, что с тех пор ума набрался сильно более.
Это я к чему всё.
Как кибернетик со стажем, уверяю вас, что пространство возможных состояний больше, чем описанные вами 2 варианта.
Мой демарш - это скорее прекрасное как раз понимание, что кого как к чему.
Если вам говорят что нибудь слова "чёрные лебеди и апассионарии" то коммент скорее из этого момента проистекает.
Воздействия, даже минимальные(типо маво) на критические точки систем, может порождать большие изменения.
Удачи во всём и со скорым рождеством.

Date: 2009-12-21 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] tatiana-mikhail.livejournal.com
Спасибо. Вы тоже прекрасны в своем по-лермонтовки дерзновенном порыве. :)

И Вас с семьей Новым годом!
From: [identity profile] ig-100.livejournal.com
Судя по елбанскому наречию, вы все-таки юноша, обдумывающий житье или остались «вечно молодым», что в данном контексте, гораздо прискорбней. И что за претензия к автору блога, что он не Гайдар, что не шагает впереди? Сонин его фамилия, дорогой товарищ.
И кто спрашивает, спрашивается? Герой двух революций и одного переворота, Пасионария нашего времени? Так судя по кликухе наоборот - созерцатель как есть, пещерный житель, изучающий тени на собственном пупке. Костя может и не фон Корен, но точно "хороший человек". И неизвестно, как бы он себя повел, поставь его жизнь в сложную ситуацию. Не исключаю, лучше и достойней, чем вы. Пока за ним не бздливости не кликушества не наблюдалось, скорее наоборот. Мне он тоже не всегда интеллектуально симпатичен, Маркса за экономиста не считает, а вот Егор Тимурович, считал. Рашку считает за свою страну, не общалась она еще с ним тет-а-тет, языком тюрем и чиновничьих крыш. Не ездил он на стрелки отвечать за базар, не снимала родина с него последние бизнес-трусы и не пускала голым на мороз. Так может и слава богу, может небольшие иллюзии лучше чем большие синяки? Меня они точно не закалили, да и Егору они дорого обошлись.
Более того, Гайдарыч считал, что такие как Костя и его ученики и есть надежда на будущее России. Это они должны предъявить власти спрос на свободу, спрос, который поставит вопрос ребром – ГУЛАГ или не ГУЛАГ, и никаких междометий, а-ля Альхен Владимирович лилипутин. «Этот день мы приближали, как могли» - Костя может смело под этим подписаться. Желаю или повзрослеть или убавить желчи, там, где она не требуется. Ее нецелевое использование вредит нравственному здоровью, поэтому поберегите ее, даже если у вас ее много.

Profile

ksonin: (Default)
ksonin

March 2017

S M T W T F S
    1234
567891011
12 131415161718
19 202122232425
26 27 28 2930 31 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 11th, 2025 09:40 pm
Powered by Dreamwidth Studios