ksonin: (Default)
[personal profile] ksonin
Посмотрел «Слишком свободный человек» - документальный биопик Бориса Немцова, выпущенный ко второй годовщине его убийства. Сразу начну с того, что с этим фильмом не так. Потом, потихоньку, постараюсь объяснить, почему все не так плохо. Почему это чудо что за фильм и как он будет жить десятилетия.

Основная сложность при просмотре фильма состоит в том, что нужно хорошо знать новейшую российскую историю. Нужно знать, что было до 1991 года, что случилось в 1991-ом, в 1994-ом, 1996-ом, и так далее. Авторы сознательно отказались от распространенного в документальном кино приёма - диктора, который бы объяснял происходящее тем, кто забыл и, что важнее, никогда не знал российской политической истории. Так и представляю себе произносимые с трагической интонацией «...дефицит лекарств. Разруха. Падающая популярность Горбачёва...» на фоне пустых прилавков, передовиц газеты «День» и танков...

Вместо диктора историю рассказывают «свидетели», и авторы фильма мастерски заставляют их говорить о Борисе, когда они пытаются говорить о себе. Роль диктора могли бы сыграть журналисты, но разве что Евгения Альбац произносит слова не «о себе в жизни героя», а об исторической ситуации. Может быть, ещё Михаил Фридман, в тысячный рассказ изложивший свою парадоксальную, для наивного зрителя, позицию по отношению к выборам 1996 года. К сожалению, эту парадоксальность может оценить только человек, хорошо знающий контекст. И в других эпизодах – я, скажем, узнаю Рыбкина и Уринсона, Потанина и Смоленского, но я, считай, профессиональный наблюдатель за политической жизнью. А про остальных – про тех, кто не живёт событиями двадцатилетней давности – я не уверен: я не уверен, что подпись у Татьяны Дьяченко – «дочь и советник Бориса Ельцина» - объясняет всем важность и историческую ценность её слов.

Зато – зато! – из-за того, что всё рассказывают «свидетели», получается интересная вещь. На фоне тех, кто из тех, ко помнит Немцова по 1990-м и рассказывает в 2017-ом, тридцатилетний, а потом сорокалетний Борис выглядит просто Аполлоном, спустившимся с Олимпа. Он и так выглядел впечатляюще – я, пожалуй, не встречал политика, выглядевшего более эффектно, но на фоне своих современников, которые стали, с помощью монтажа, на двадцать лет старше, облик получается действительно божественным. Создатели фильма, похоже, позволили своими персонажам – Фридману, Хакамаде, Ястржембскому, среди прочих, – самим выбирать одежду и обстановку для интервью. Никакой режиссёр не выбрал бы этих абсурдных костюмов и специфических интерьеров. И, одновременно, все интервьюируемые говорят про Бориса ровно то, что нужно авторам фильма. Одни по службе, прочие от счастья…

При этом фильм рассказывает историю России очень ровно, гладко переходя от кризиса 1998 года к правлению Путина, в которой роль Немцова оказалась противоположной. Из одного из руководителей государства он превратился в лидера оппозиции, сперва «лояльной», полуподдерживающей, а потом и жёсткой, и по-настоящему радикальной. Из борца за «другой курс» он превратился в «борца с режимом», но – и вот это большое достижение создателей фильма – ясно видно, что изменился режим, а не Борис. Заглавная формула – «слишком свободный человек» - заставляет страну меняться вокруг героя. Что, наверное, правильное восприятие Немцова – не поменявшись, он оказался непопулярным в начале 2000-х, не меняясь дальше, он доказал, что может быть популярным на выборах мэра Сочи и в областную думу в Ярославле. Не исключено, что, не меняясь, он вернулся бы в «высшую лигу» - карьеры многих политиков, тех же Черчилля и Миттерана, тянулись, со взлётами и падениями, десятилетия.

Конечно, герой выглядит очень привлекательно. Я могу себе представить как сегодняшний выпускник школы, посмотрев фильм, захочет спасать город, область, страну в тяжёлую минуту. Выходить, с улыбкой к толпе людей, у которых он – единственная надежда и которым он ничего, кроме этой надежды, не может дать. Я то же когда-то так мечтал, а сейчас уже поздно. Герои – Гайдар, Авен, Чубайс – спасали страну в тридцать-тридцать пять. Мне 45 и у меня такого шанса не было. Ничего, мой герой теперь Евгений Григорьевич Ясин, ставший «молодым реформатором» в шестьдесят...

А, да, почему фильм будет жить десятилетия. Это как раз просто – я действительно думаю, что Немцов будет символом 90-х и 2000-х. Я это уже объяснял после того, как Немцов был убит около стен Кремля. Так бывает: Николай Бухарин – символ оппозиции Сталина и самая популярная из его жертв, хотя была и более серьёзная оппозиция. Про Cальвадора Альенде, Джона Кеннеди, Гарсию Лорка можно говорить, что они были одними из многих в своей категории, президенты, поэты, но трагическая гибель может сделать сильного лидера легендой и, я думаю, Немцова сделает. Фильм «Слишком свободный человек» объясняет, из чего складывается легенда – это никогда не бывает случайно – и, возможно, сам станет её частичкой. Небольшой, но вечной.

Про Ясина

Date: 2017-03-13 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] democrazzzy.livejournal.com
Хочу понять - в связи с чем (какими действиями-реформами) Вы упомянули Ясина?

Re: Про Ясина

Date: 2017-03-21 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] kain1980.livejournal.com
Image (http://pic4you.ru/44571/5944828/)

Re: Про Ясина

Date: 2017-03-21 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] scorpionrus.livejournal.com
Image (http://pic4you.ru/44571/5952007/)

Re: Про Ясина

Date: 2017-03-21 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] kain1980.livejournal.com
Image (http://pic4you.ru/44571/5944803/)

Date: 2017-03-13 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] zomaho.livejournal.com
Мне очень хотелось бы прочитать, что из этого рода будут писать про Носика, когда он будет убит (а в том, что это рано или поздно произойдет, я нисколько не сомневаюсь).

Date: 2017-03-13 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] yanametle.livejournal.com
я не против, прст любопытно, почему спасители внизапна оказываются еще и долларовыми миллиардерами? Это обязательное условие или достаточное?

Date: 2017-03-13 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] Алёна Голубева (from livejournal.com)
Вы просто лжете, или повторяете телевизионную ложь. Немцов никогда не был долларовым миллиардером. Его состояние по нынешним временам - суперскромное. И львиная часть - это стоимость квартир в Москве и Ярославле.
Edited Date: 2017-03-13 03:23 pm (UTC)

Date: 2017-03-13 10:51 pm (UTC)
From: [identity profile] yanametle.livejournal.com
пафос поумерь
перечислены фамилии Авен, Чубайс, Фридман
а Немцов...ну это как в анекдоте "какая власть, такая и оппозиция"

Date: 2017-03-13 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] Алёна Голубева (from livejournal.com)
Тыкайте в другом месте. Сразу видно, когда судят по себе.

Date: 2017-03-14 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
Фридман фигурирует как один из рассказчиков, а не в списке «спасителей», а Чубайс разве долларовый миллиардер?

Date: 2017-03-14 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] kurbanov tim (from livejournal.com)
думаю, тут речь про Авена, который действительно долларовый миллиардер

юбилей все-таки

Date: 2017-03-13 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] npb1948.livejournal.com
ЯСНО ДАВНО, С 1917 ГОДА
(к выборам Пожизненный-2018)
Господа, что в стране "что-то не по Конституции", ясно давно, с 1917 года, когда власть надконституционно захватили органы ВЧКГПУ-НКВДМГБ-КГБФСБ и вождят в б.СССР - скоро 100-летний юбилей! С помощью главного инструмента органов - ГУЛага - за два поколения селекции наш Народ превращен в Единый Электорат.
И теперь это можно уже не скрывать. В 2018м, к своему 100-летию органы "выберут Пожизненного вождя. Послушный Единокторат тому абсолютная гарантия!
Доказательства? Как говаривал известный проф. Воланд, "и не требуется никаких доказательств", а кто не верит, прошу на Лубянку, в тамошних архивах все зафиксировано до рубля и поминутно…
Кто обладал самым большим "общаком" в стране 1930-50-х гг, заведуя всеми "стройками века" и разработкой атомной бомбы? Лубянка и шарашки ГУЛага
Где "деньги КПСС", бесследно исчезнувшие в 1991году? У назначенных Лубянкой олигархов.
Кто сохранил все свои нити контроля над "братскими" республиками после т.н.распада СССР в 1991году? Разве не КГБ и его подотдел РПЦ.
Кто оставил вождить в республиках б.СССР, всю партноменклатуру (начиная с Лукаша и кончая Назарбаем)? Их досье хранятся на учете Лубянки со дня их приема в КПСС
Кто стал публично наказывать откалывающихся от б.СССР Чечню, Грузию и Украину, кто сегодня "мутит воду" в Молдавии, Белоруссии и Прибалтике, и т.д.? Чистые руки органов Лубянки.
Не удивлюсь, если вскоре мы узнаем, что и Трамп с Эрдаганом давно на учете там же, в Лубянском отделе кадров, поскольку конечной целью следующего 100-летия Лубянки является вождить миром - ВВП (ВладеймирВладеймиромПолностью!).
И успешное первое 100-летие вождения "органов" - тому реальное подтверждение.
Да здравствует Единокторат нашей великой страны - надежда и опора всех вождей Великой эпохи вставания с колен!

Re: юбилей все-таки

Date: 2017-03-14 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] vadim-v.livejournal.com
"Где "деньги КПСС", бесследно исчезнувшие в 1991году? У назначенных Лубянкой олигархов"
Думаете? А говорят, что 99% переправлено хозяевам в Лондон

Date: 2017-03-13 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] yozhig.livejournal.com

Символом чего?!

Date: 2017-03-13 11:20 pm (UTC)
From: [identity profile] olga jakovleva (from livejournal.com)
Немцов в свое время боролся с алигархами. Желание ему отомстить у очень многих оставалось до последних лет его жизни. Не дал захватить Газпром большому путинскому дружбану по фамилии Березовский. Вытряс из Вяхирева миллионы долларов. В свои годы он боролся с махинациями. В лице алигархов Немцов нажил себе заклятых врагов унечтожающих его в своих СМИ. Гузинский с Березовским вдвоем обрушили рейтинг Немцова, который тогда был очень высок. Большая заслуга Березовского в том, что Путин стал президентом. У Немцова стало столько врагов в лице жуликов, потому что он жил по совести. Он не пресмыкался будучи приемником даже перед президентом, когда считал что тот поступал неверно. Немцов будучи приемником не побоялся пойти против президента, помог остановить войну в Чечне и став очень жестко критиковать Ельцина. Это был смелый поступок. Немцов не держался за карьеру и за место в президентском кресле, он жил по - мужски, не изменяя себе! Особым врагом у подстилок путина он стал после того, как стал критиковать путина за войну в Украине. Немцов не мог позволить себе охрану , когда ему угрожали смртью, не уехал из страны когда его уговаривали. Немцов жил как настоящий патриот, не боясь ничего! Он любил жизнь, но больше он любил эту бестолковую страну..

Date: 2017-03-14 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] vadim-v.livejournal.com
Оля, а кто такие алигархи? Это гибриды олигархов с аллигаторами?

Date: 2017-03-14 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] olga jakovleva (from livejournal.com)
Извиняюсь, спеша просто писала.

Date: 2017-03-21 02:02 am (UTC)
From: [identity profile] pappadeux.livejournal.com
> Немцов в свое время боролся с алигархами. Желание ему отомстить у очень многих оставалось до последних лет его жизни.

ха-ха-ха-ха-ха

скажем, став министром топлива и энергетики в 1996м году, каким был его первый "большой" приказ?
(deleted comment)

Date: 2017-03-14 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] onanimzade87.livejournal.com
Вашими да устами - Леонид Ильич Брежнев - истинный патриот своей страны - за мир, прогресс и созидание. Он только с "чекистским беспределом" не боролся, выражения такого не знал. А так бы брал наверняка пример с Немцова, без базаров.
Edited Date: 2017-03-14 05:28 pm (UTC)

Date: 2017-03-14 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] olga jakovleva (from livejournal.com)
А с вашими устами лучше лишний раз промолчать, чем показывать свое воспитание и ум.
Edited Date: 2017-03-14 07:41 pm (UTC)

Date: 2017-03-14 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] b-graf.livejournal.com
А у Бревнова, Климентьева, Линшица и т.п. брали интервью ? В том же стиле - "как бы о себе, а на самом деле..."

Date: 2017-03-14 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] onanimzade87.livejournal.com
Гагарин в космос летал.
Высоцкий - гений.
Цой стадионы собирал, снялся в культовом фильме.
Бодров снялся в культовых фильмах.

А чо Немцов-то сделал ЛЕГЕНДАРНОГО? Посрался с бабом из-за связинвеста, после чего его умыли как щегла, и он свистеть перстал? Пересадил чиновников на Волги? АХАХАХАХ
Edited Date: 2017-03-14 05:19 pm (UTC)

Date: 2017-03-14 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] onanimzade87.livejournal.com
"трагическая гибель может сделать сильного лидера легендой"

ключевая фраза - "сильного лидера", ага.

Примеры сильного лидерства где? Конечно, Немцов проститутку Машу не трахал, в отличие от Шендеровича и т.п. В этом смысле сильный лидер, вопросов нет.

Date: 2017-03-14 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] olga jakovleva (from livejournal.com)
Какие люди глупые, комментаторы, ужас...Бог с вами..
Edited Date: 2017-03-14 07:47 pm (UTC)

Date: 2017-03-14 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] olga jakovleva (from livejournal.com)
ГЕРОИ РОЖДАЮТСЯ ДВАЖДЫ (в память о Немцове)
«Не бойся, мало стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство»
Евангелие от Луки

Не бойся, «малое стадо»!
Пусть лучших всегда меньшинство,
Но им дрожать не пристало.
Страх – лишь для зверей естество.

Расстрел за свободу – венец,
Который заслужит не каждый.
Героя смерть – не конец,
Герои рождаются дважды:

Один раз как все, обычно,
Второй – когда в сердце влетит
Свинец, а смерть педантично
Правдивость всех слов подтвердит,

Усилит в тысячи раз
Звучание, силу, значенье
И мыслей, и дел, и фраз.
Путь в рай, он – против теченья!

Плывя же привычно вниз,
Стекаешь в сток адской серы.
Не надо «как все», вернись! –
Там все одинаково серы.

Не бойся быть в меньшинстве.
«Остаток малый», не трусь!
Не смейся на их торжестве,
Они – не отчизна, не Русь,

Они – не твоя страна.
Пусть дразнят «пятой колонной»…
Свобода для них странна,
Но ты БОРИСь непреклонно.

Не бойся, что упадешь!
Не бойся пуль подлецов!
Их больше. Их – толпы. Так что ж!..
А с нами – такой как Немцов!

29.03.2015
Лада Негруль

Date: 2017-03-15 12:25 am (UTC)
From: [identity profile] onanimzade87.livejournal.com
И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!

Date: 2017-03-15 03:09 am (UTC)
From: [identity profile] k-150.livejournal.com
2 июля де Сад прокричал из окна своей камеры, что в Бастилии избивают арестантов, и призвал народ прийти и освободить их.

14 июля Бастилию заняли народные толпы, началась Великая французская революция.

Date: 2017-03-15 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] olga jakovleva (from livejournal.com)

Борис Немцов: "Мирным путём сделать Россию не чекистской, фашистской и коррупционной, а нормальной страной - это моя мечта".

Date: 2017-03-15 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] olga jakovleva (from livejournal.com)
На Болотной Борис беседует с националистом Дмитрием Дёмушкиным:
«Я считаю, что преследовать за взгляды нельзя. У тебя есть взгляды, с которыми я не согласен, но я готов бороться за то, чтобы ты эти взгляды отстаивал, вот это совершенно точно. Я считаю, что преследование за взгляды и убеждения — это катастрофа для нашей страны.


У нас разные люди живут, у нас есть люди националисты, у нас есть люди — либералы, есть люди левые, черт знает какие у нас есть люди, но трогать их нельзя. Мы живем в одной стране, мы ее любим и мы должны друг к другу относиться по-человечески, а не как волк с волком жить, правильно?

Если люди не призывают убивать, громить и так далее — то они имеют право отстаивать свою позицию. Ты же понимаешь, что в России живет много людей: есть русские, есть татары, есть евреи. Я уверен, что ты, отлично зная нашу историю, понимаешь, что все они должны жить спокойно вместе. Никто никого не должен насиловать, дискриминировать..»
Edited Date: 2017-03-15 07:48 pm (UTC)

Date: 2017-03-15 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] olga jakovleva (from livejournal.com)
"Если Вы хотите меня убедить, что Путин адекватен русскому народу, то убеждать не надо, он абсолютно адекватен. Другое дело, что с такими вождями Россия обречена на вечное отставание и нищету. А я не хочу! У меня детей много...
У меня много детей, я хочу, чтобы они жили хорошо...
Я не хочу! И, более того. Да, большинство народа так считает. А я считаю по-другому! Мне что теперь, подстраиваться под большинство? Я не буду подстраиваться. Просто не буду, зачем мне это надо? Я лучше буду говорить правду! Вы и дальше их поддерживайте, делайте, что хотите! Только имейте в виду: всегда будете нищими! Всегда будете бесправными! Вам всегда будут врать, вас за людей считать не будут. Будут считать вас за быдло, в конце концов. А так, в принципе, за них голосуйте! Я имею право так говорить! Потому что я в это верю!"

- БОРИС НЕМЦОВ "Школа злословия" (фрагмент). 12 декабря 2005 года.

Date: 2017-03-15 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] olga jakovleva (from livejournal.com)
"Любовь к родине - быть НАСТОЯЩИМ гражданином, а не культивировать ложь и защищать интересы Путина и его миллиардеров друзей" - БОРИС НЕМЦОВ

Date: 2017-03-16 02:34 am (UTC)
From: [identity profile] onanimzade87.livejournal.com
Слышь, ну успокойся уже, а?

"Для «правых» сил Путин – вполне приемлемая фигура. Он работоспособный, опытный и умный человек, примерно одного уровня со Степашиным."

БОРИС НЕМЦОВ

Date: 2017-03-18 01:08 am (UTC)
From: [identity profile] olga jakovleva (from livejournal.com)
У вас проблемы видно с воспитанием,сочувствую. Со "слышь" по вам уже можно диагноз ставить...

П.С. Кто тогда знал, как Путин будет воровать, неприятные случаи с Бесланом и пр. Всем дано ошибиться.
Edited Date: 2017-03-18 09:08 pm (UTC)

Date: 2017-03-15 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] olga jakovleva (from livejournal.com)
— Скажите, не надоела ли Вам еще оппозиционная деятельность, и какие вообще ее результаты Вы видите? Есть ли смысл?
— Мне надоело жить в такой бандитской и полицейской стране, поэтому не надоело, как вы говорите, заниматься оппозиционной деятельностью.

БОРИС НЕМЦОВ
Edited Date: 2017-03-15 07:54 pm (UTC)

Date: 2017-03-31 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] molodec-1845.livejournal.com
Борис Ефимович запомнился как сильный, неординарный, смелый, честный политический деятель. Он слишком рано от нас ушёл, будучи вполне ещё молодым человеком, светлая ему память!
За тот год мы потеряли также Валерию Ильиничну Новодворскую. Их сейчас не хватает нам всем, на политическом небосклоне России стало с их уходом немножко тускнее...

Profile

ksonin: (Default)
ksonin

March 2017

S M T W T F S
    1234
567891011
12 131415161718
19 202122232425
26 27 28 2930 31 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 16th, 2025 01:50 am
Powered by Dreamwidth Studios